RSS

Здесь можно найти информацию для подготовки к урокам, скачать конспекты уроков, сценарии мероприятий по технологии(обслуживающему труду) и многое другое

Рабочая программа по технологии для девочек, 5 класс В.Д. Симоненко

  1. Пояснительная записка

Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания учебного предмета «Технология» в 2012-2013 учебном году в образовательной практике рекомендуется строить учебный процесс в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание общего образования:

§ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

§ Письмо Министерства образования РФ от 17.06.1997 г. №760/14-12 «Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология»;

§ Закон РФ «Об образовании» (статьи 19,21);

§ Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196)

§ Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

§ Программы средних образовательных учреждений. Технология 5-11 кл. / Под редакцией Симоненко В.Д., Хотунцева Ю.Л.М.: Просвещение, 2007

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы.

2. Цели и задачи курса

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Задачи:

· освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

· развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

· получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

Учебник: Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д.Симоненко «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс Вентана-Граф, 2010

Приоритетными видами общеучебной деятельности является:

  1. определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
  2. комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  3. творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования по разделам технологической подготовки

Основы материаловедения

Знать: классификацию текстильных волокон, изготовление тканей и нитей в условиях прядильного и ткацкого производства, ассортимент х/б и льняных тканей, организацию рабочего места для ручных работ, подбор инструментов и материалов, выполнение ручных стежков и строчек.

Уметь: определять лицевую и изнаночную сторону ткани, направление долевой нити, выполнять образец полотняного переплетения ткани. Выполнять ручные стежки и строчки, организовывать рабочее место, соблюдать правила БТ

Швейная машина

Знать: историю швейной машины, виды машин, устройство бытовой швейной машины. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине, заправка верхней и нижней нити.

Уметь: подготовить швейную машину к работе, выполнять машинные строчки.

Производить ВТО после каждой операции.

Проектирование и изготовление швейного изделия

Знать

назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

Уметь

выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять художественное оформление швейного изделия; проводить примерку изделия; выполнять вышивку и батик.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Декоративно- прикладное творчество.

Знать: способы перевода рисунка на ткань, правила выполнения ручных швов, правила заправки нити перед вышивкой. Правила БТ ОРМ, последовательность выполнения вышивки. Этапы проведения защиты проекта.

Уметь: выполнять вышивку по технологическим картам выполнять различные швы, применять бисер, для художественного оформления вышивки. Оценивать свою работу

Кулинария

Знать

влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.

Уметь

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку овощей; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

Интерьер жилого дома

Знать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники;

Уметь

соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология»

на базовом уровне к концу пятого года обучения

Учащиеся должны знать:

§ общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

§ виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и на­резки овощей;

§ правила санитарии и гигиены при санитарной обработке про­дуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудовани­ем, горячими жидкостями;

§ способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;

§ виды бутербродов и горячих напитков, технологию их при­готовления, правила сервировки стола к завтраку;

§ правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пря­жи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

§ технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной ма­шины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;

§ виды декоративно-прикладного искусства народов на­шей страны, творчество народных умельцев своего края, различные материалы, инструменты и приспособле­ния, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

§ эксплуатационные, гигиенические и эстетические требова­ния, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о сис­темах конструирования одежды, правила построения и оформ­ления чертежей швейных изделий, особенности строения жен­ской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;

§ назначение, конструкция, условные графические обозначе­ния и технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, наклад­ного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом.

Учащиеся должны уметь:

§ работать с кухонным оборудованием, инструментами, горя­чими жидкостями; определять качество овощей, проводить пер­вичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку ово­щей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутер­броды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

§ определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаноч­ную сторону ткани;

§ включать и отключать маховое колесо от механизма маши­ны, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и ниж­нюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее ско­рость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лап­ки), регулировать длину стежка;

§ переводить рисунок вышивки, подбирать иглы и нитки, закреплять рабочую нитку, подготавливать пасму мулине к работе, вы­полнять простейшие ручные швы;

§ читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записы­вать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;

§ выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабаты­вать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать кар­маны, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и опреде­лять качество готового изделия.

Должны владеть:

Ø ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно - саморазвивающей, рефлексивной компетенциями

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

Ø вести экологически здоровый образ жизни;

Ø использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;

Ø планировать и оформлять интерьер комнаты;

Ø проводить уборку квартиры;

Ø ухаживать за одеждой и обувью;

Ø соблюдать гигиену;

Ø выражать уважение и заботу к членам семьи;

Ø принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

Ø проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

1

Общая трудоёмкость дисциплины

68

2

Аудиторные занятия

68

3

Лекции

13

4

Практические работы

51

5

Итоговый контроль

2

6

Рефераты

4

 

Итого

68

5. Содержание дисциплины

Вводное занятие 2 часа

Труд и его значение в жизни людей, общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях, личной гигиене, правилах безопасности на уроках. Общие требования к организации рабочего места.

Кулинария (12 часов).

Санитария и гигиена (1 час).

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Варианты объектов труда.

Рабочее место бригады на кухне.

Физиология питания (1 час).

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Варианты объектов труда.

Таблицы, справочные материалы.

Технология приготовления пищи

(8 часов).

Бутерброды, горячие напитки

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Варианты объектов труда.

Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.

Варианты объектов труда.

Омлет, яичница, вареные яйца.

Блюда из овощей

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Практические работы

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Варианты объектов труда.

Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.

Сервировка стола (2 часа).

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Варианты объектов труда.

Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (50 часов).

Рукоделие. Художественные ремесла (6 часов).

Вышивка
Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Варианты объектов труда.

Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.

Лоскутное шитье

Основные теоретические сведения

Возможности лоскутного шитья.. Материалы. Технология.

Практическая работа:

Подготовка ткани. Выбор технологии изготовления. Оформление салфеток в различной технике.

Варианты объектов труда.

Салфетки. Панно.

Изонить.

Основные теоретические сведения

Техника выполнения работы. Инструменты, оборудование и материалы. Технология.

Практические работы

Выполнение работы в дано технике. Подбор ниток, картона, инструментов. Подготовка к работе. Изготовление сувениров. Оформление работы.

Варианты объектов труда.

Картины, поздравительные открытки, сувениры.

Элементы материаловедения

(2 часа).

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Варианты объектов труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Элементы машиноведения

(10 часов).

Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Варианты объектов труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Конструирование и моделирование рабочей одежды (2 часа).

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды (22 часа).

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.

Творческие, проектные работы

(4 часа)

Примерные темы

Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

Отделка швейного изделия вышивкой.

  1. Календарно-тематическое планирование

Количество часов: в неделю 2, всего 68

№ урока

№ урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1 четверть

1,2

1,2

Вводное занятие (2 часа)

2

Элементы материаловедения (2 часа)

3,4

1,2

Виды волокон. Свойства нитей основы, утка Способы их определения в тканях

2

Элементы машиноведения (10 часов)

5,6

1,2

Швейные машины с ручным приводом Устройство ручного привода

2

7,8

3,4

Заправка верхней и нижней ниток в машину

2

9,10

5,6

Ручные швы и строчки

2

11,12

7,8

Шитье на машине с ручным приводом

2

13,14

9,10

Влажно-тепловая обработка

2

Конструирование и моделирование фартука (6 часа)

15,16

1,2

Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука

2

17,18

3,4

Построение чертежа фартука

2

2 четверть

19,20

5,6

Моделирование фартуков

2

Технология изготовления фартука (18 часов)

21,22

1,2

Раскрой фартука

2

23,24

3,4

Подготовка деталей кроя фартука

2

25,26

5,6

Последовательность изготовления обтачного шва. Обработка бретелей и концов пояса

2

27,28

7,8

Обработка грудки и соединение ее с бретелями

2

29,30

9,10

Обработка накладных карманов

2

31,32

11,12

Соединение карманов с нижней частью фартука

2

3 четверть

33,34

13,14

Обработка нижней части фартука

2

35,36

15.16

Соединение деталей фартука

2

37,38

17,18

Определение качества швейных изделий (итоговое)

2

Уход за одеждой (2 часа)

39,40

1,2

Ремонт одежды заплатами. Чистка.

2

Кулинария (12 часов)

41,42

1,2

Помещение и оборудование для кулинарных работ, предупреждение заболеваний. Сервировка стола к завтраку

2

43,44

3,4

Пища человека и режим питания

2

45,46

5,6

Овощи. Приготовление блюд из сырых овощей

2

47,48

7,8

Виды тепловой обработки продуктов. Приготовление отварных и тушеных блюд из овощей

2

49,50

9,10

Блюда из яиц

Бутерброды и горячие напитки

2

51,52

11,12

Приготовление блюд из яиц, бутербродов и горячих напитков

2

4 четверть

Рукоделие (10 часов)

53,54

1,2

Лоскутное шитье. Возможности лоскутного шитья

2

55,56

3,4

Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья

2

57,58

5.6

Вышивка «Изонить» как один из видов декоративно-прикладного искусства

2

59,60

7.8

Вышивка по картону

Практическая работа

2

61,62

9.10

Вышивка в технике «Изонить»

Практическая работа

2

Гигиена девушки. Косметика (2 часа)

63,64

1,2

Уход за кожей, волосами, ногтями

2

Защита проекта (4 часа)

65,66

67,68

1,2

3,4

Защита проекта

4

Итого

68

7. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Программы средних образовательных учреждений. Технология 5 - 11 кл. / Под редакцией Симоненко В.Д., Хотунцева Ю.Л.М.: Просвещение, 2007

2. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5 - 9 классах Школа и производство, № 4, 2001.

3. Журналы «Школа и производство»; журналы мод.

4. В.Д. Симоненко, Технология, 5 кл., 2008г. Изд-во «Вентана –ГраФ»

5. Брижит Казагранда, Поделки из соленого теста, 2007 год, Изд-во: АРТ-Родник

6. Ирина Михайлова, Лепим из соленого теста, 2004 – Изд-во: Москва –эксмо

7. Ирина Хананова, Соленое тесто, 2007, Изд-во: Москва – «АСТ-Пресс»

8. Сюзана Гирндт, Разноцветные поделки из природных материалов, 2007, Изд – во: Москва, Айрис – Пресс

9. Л. Каченаускайте, Аппликация, 2005, Изд – во: Москва –Сталкер

10. В.Д. Симоненко, методические рекомендации к учебнику "Технология" для 5 кл. – Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров

11. Примерная программа по технологии для 5кл., 2008 год , Изд-во «Учитель»

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий