г. Томск
«Использование метода проекта в учебно-методической работе и во внеурочной деятельности»
3 слайд
«Технология»- это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она же включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
В школе «Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, я убедилась в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирование интереса к учебе. И стимулом к этому должно являться не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможность проявить свою творческую индивидуальность. Поэтому в своей работе использую такую форму работы, как проектная деятельность, которая привлекает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся.
Мной накоплен определенный опыт использования метода проекта, разработана и опробована методика проектного обучения.
Проектный метод изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников – индивидуальную, групповую или коллективную. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставить им возможность выбора уровня ее сложности, варианта технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы.
Созданием проектов занимаются учащиеся 5-11 классов и в тематике проектов, выполненные учениками, используется не только содержание программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащихся за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
4 слайд
ПРОЕКТ – в переводе с (лат. «брошенный вперёд»)
5 слайд
В чем привлекательность этого метода
— Нацеленность на конечный результат.
— Выявление и развитие творческих возможностей и способностей.
— Умение принимать решение в нестандартных ситуациях.
— Формирование деловых качеств у обучающихся.
— Социализация личности за счёт включения его в различные виды деятельности.
— На сегодня детьми созданы проекты по кулинарии, изготовлению швейных изделий, культуре дома, декоративно-прикладному творчеству и др.
6 слайд
Что дает метод проектов
— В образовательном плане: знакомство с новыми технологическими знаниями, умениями, терминологией.
— В развивающем: осознанность знаний, анализ, умение применить на практике.
— В воспитательном: деловитость, предприимчивость, ответственность за результаты своего труда и коллектива.
7 Слайд
Актуальные виды проектов
Существует несколько видов проектной деятельности, в области технологии наиболее применимы, по моему мнению
Практика-ориентированный – нацелен на социальные интересы участников проекта, исследовательский – обозначение и решение проекта и творческий – свободный нетрадиционный подход к решению проблемы.
8 слайд
Благодаря методу проектов появилась возможность вовлечь учениц в активную деятельность по разработке и созданию швейных изделий. Методика обучения строится в зависимости от уровня подготовки занимающихся выявленного в начале года методом наблюдения, а также с помощью практических заданий, тестов. В первом полугодии учащиеся в основном получают теоретические знания и овладевают нужными умениями, во втором они готовят материалы по разработке и изготовлению коллекции.
Они охотно проектируют на занятиях: юбки, брюки, плечевые изделия, которые в дальнейшем демонстрируются в театре моды. Каждый показ требует специальных знаний, умения держатся на сцене, правила этикета.
9 слайд
В швейном деле проектный метод способствует:
— Активной деятельности по разработке и созданию своего изделия.
— Проектированию швейных изделий: юбок, брюк, плечевых изделий.
— Освоению знаний из различных областей искусства и культуры.
— Приобретению навыков рукоделия, моделирования, конструирования, изготовления швейных изделий.
— Знакомству с новыми технологиями.
10 слайд
Для этого использую следующие формы работы:
Творческие лаборатории, лоскутное шитье (пэчворк), театр моды.
11 слайд
После пошива швейного изделия остается много обрезков ткани, которые учащиеся с большим увлечением занимаются лоскутным шитьем.
На слайде представлены виды работ в стиле «пэчворк»
12 слайд
Начинали с небольших изделий – прихваток, сумочек-косметичек, при изготовлении которых знакомились со свойствами разных тканей и способами их обработки, изучали технику лоскутного шитья.
13 слайд
Итоги
Многие из учащихся могут теперь создавать оригинальные вещи с применением тканей, сложных в обработке – шелка, трикотажа. Лучшие работы учащихся были представлены на районную выставку «От скуки на все руки» и были отмечены дипломами.
14 слайд
Выявить творческие способности школьниц помогает декоративно-прикладное творчество по изучению народных ремесел, как: бисероплетение, вязание, флористика, лоскутная пластика, тестопластика и вышивка. О результативности этого направления свидетельствуют творческие проекты учащихся и участие их в районных и областных выставках детского творчества. Так, в 2009 году коллектив девочек был награжден дипломом районного дома творчества юных за активное участие в районной выставке «Рождественское чудо».
15 слайд
В разделе «вязание» метод проектов открывает большие возможности для самовыражения, углубления знаний и умений, развития их творческой фантазии. Девочки сами создают игрушки-образы, используя для этого иллюстрации из книг.
16 слайд
Итоги
Отмечу, что процесс изготовления вязанных игрушек увлек моих учениц. Двое из них – Ластовец Ольга и Сербина Оля выполнили оригинальную коллекцию этих изделий и представили в виде творческого проекта на районную выставку, где Ластовец Оля в номинации «Вязанные игрушки» стала победителем районной выставки «Прекрасных рук творенье» и заняла первое место в номинации «Вязание» в районной выставке «Мышиный переполох», Сербина Оля заняла 2 место в районной выставке «Прекрасных рук творенье» в номинации «Вязанные игрушки».
17 слайд
В рамках проектной деятельности есть возможность для создания изделий из бисера на примере творений русских мастериц, дети проникаются любовью к бисерному рукоделию, учатся делать из бисера украшения, сувениры, подарки, которые можно увидеть на школьных, районных и областных выставках. Свою творческую работу по бисероплетению представила на районную выставку ученица 10 класса Кулешова Юля. Ее работа принесла немаловажную победу в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Бисерная мозайка», что способствовало в дальнейшем ее участию в областном конкурсе «Разноцветье бисера».
18, 19, 20, 21 слайд
Способствуя экологическому воспитанию детей, экономному, бережному отношению к бросовому материалу был разработан проект праздника «Вторая жизнь предметов и вещей». Проектная деятельность способствовала развитию фантазии и творческого воображения, содружеству семьи и школы. Совместно с учителем экологии и организатором внеклассной работы был проведен данный праздник, который состоял из двух частей: выставки поделок из бросового материала и демонстрации моделей одежды. На выставке было представлено 190 поделок учащихся 1-10 классов, 73 родителя оказали помощь детям в подготовке изделий на выставку. В показе мод приняли участие 46 человек.
В 2010 году Балакина Наталья и Минина Света награждены дипломами за 2 место в районной выставке экологических искусств «Природа и фантазия».
22, 23, 24 слайд
Проектируя изделия, учащихся осваивают знания из разных областей искусства и культуры, получают навыки рукоделия, моделирования, конструирования и изготовления швейных изделий, осваивают новые технологии. Такие знания позволяют обычный процесс обучения превратить в творческую лабораторию, театр моды, где каждый ребенок может попробовать свои силы. Участие в его работе позволяет учащимся попробовать себя в роли конструктора, модельера, дизайнера, модели, стилиста, визажиста.
25 слайд
Опыт показывает, что работа над проектом значительно расширяет общий кругозор школьников, пробуждает интерес к выдвижению собственных идей и реализации их на практике, закрепляя знания и умения, полученные не только на уроках технологии, но и других учебных предметов. Наиболее успешные проекты учащихся были представлены на областных курсах повышения квалификации «Актуальные проблемы преподавания технологии, черчения, ИЗО в рамках представления опыта работы.
26, 27, 28, 29 слайд
Мастер-класс - «Проектная деятельность в разновозрастной группе на уроках технологии», представленный на районном семинаре «Технология формирования разновозрастного обучения в школе технологического образования с информационно-технологическим направлением» был использован проектаспешные проекты учащихся были использованы в разработке и пр полученные нетолько на уроках техоятельно узнавали необходимые дл по «Тестопластике», выполненный учащимися 9-ого класса Березкиной Юлией, Резвых Никой и Мельниковой Светланой, где была представлена передача практического опыта от старших учащихся – младшим, умение работать в группе и по технологическим картам. На другом Мастер-классе «Использование метода проектов в учебном процессе на уроках технологии» был предоставлен проект «Изонить», выполненный Пичугиной Екатериной и Казанцевой Настей, целью которого стало ознакомление и заинтересованность аудитории конкретным видом творчества.
Систематическое использование на уроках элементов современных технологий, таких как проектное обучение, коллективный способ деятельности, личностно-ориентированный подход в обучении, самостоятельная работа, проблемное обучение учащихся показало, что у обучающихся растет интерес к предмету, развивается познавательная деятельность, которая дает положительные результаты, наблюдается увеличение положительных показателей по предмету.
0 коммент.:
Отправить комментарий