RSS

Здесь можно найти информацию для подготовки к урокам, скачать конспекты уроков, сценарии мероприятий по технологии(обслуживающему труду) и многое другое

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 4 класс

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Степановская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МО учителей физической культуры, ОБЖ и технологии

Протокол № 1

от 30.08.2011г.

Согласовано

заместитель директора

по УР

____________________

подпись

___________________

число

Утверждено

директор школы

Приказ № 175

от 12.09.2011г.

_____________________

подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

4 класс

2011 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании нормативно - правовых документов:

· Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по технологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;

· Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);

· Учебного плана МОУ СОШ на 2011-2012 учебный год;

· Примерной авторской программы начального общего образования по технологии Т.Н. Просняковой и Н.А. Цирулик. Технология. 4 класс- Самара: корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2010.

Программа разработана на основе авторской программы «Технология» Т.Н. Просняковой с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении технологии.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Ø развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, способностей ориентироваться в информации разного вида;

Ø освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

Ø овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки соей работы, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

Ø воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы.

Формы контроля ЗУНов учащихся: практическая работа, моделирование.

Формы организации учебного процесса:

· урок практической работы;

· комбинированный урок;

· урок-экскурсия.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу четвертого года обучения

Знать/понимать:

Ø Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

Ø Способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой;

Ø Виды, названия и свойства поделочных материалов, области их применения;

Ø Названия и особенности изученных видов прикладных искусств и технологий.

Уметь:

Ø Самостоятельно планировать и организовывать свой труд.

Ø Экономно и рационально расходовать материалы. Самостоятельно выполнять изделия, предложенные программой, по рисунку, эскизу, чертежу, инструкционной карте. А также по описанию и по собственному замыслу;

Ø Подбирать возможные материалы для поделки, анализировать их свойства, рассчитывать размеры и количества;

Ø Грамотно и бережно заготавливать природные материалы.

Ø Решать творческие задачи прикладного характера.

Иметь представление:

Ø Об особенностях прикладного творчества разных народов

Ø Об эстетических и практических функциях изделий декоративно-прикладного творчества в быту русского народа:

Ø О традиционных играх, обрядах и праздниках:

Ø О правилах этикета, связанных с приемом гостей, преподнесением подарков.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ø соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

Ø выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);

Ø создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

Ø осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

Ø решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

Ø поиска информации с использованием простейших запросов.

1. Объём дисциплин и вид учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоёмкость дисциплины

68

Аудиторные занятия

68

Лекции

7

Практические работы

55

Итоговый контроль

2

Проект

4

Итого

68

2. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ темы

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Работа с бумагой и картоном

Художественное моделирование из бумаги путем складывания

6

 

Вырезание и аппликация

8

3.

Художественное конструирование из бумаги

18

 

Работа с пластилином

10

4.

Текстильные материалы

20

5.

Природные материалы

5

 

Итого

68

3.Содержание программы

Вводное занятие (1 час)

Техника безопасной работы при работе с режущими и колющими инструментами.

Гигиена труда. Организация рабочего места.

Повторение этих правил предваряет изучение каждого нового раздела или знакомство с новыми инструментами и материалами.

Бумага и картон

1.Основные технологические сведения и приемы обработки

Свойства материалов - цвет, блеск, фактура поверхности, проч­ность, плотность.

Связь приемов обработки с этими свойствами.

Техника криволинейного складывания с надрезом по кривой линии.

Техника преобразования бумаги в новый вид поделочного ма­териала путем ее размачивания. Способы обработки фольги.

Техника преобразования геометрических тел, выполненных из бумаги, их комбинирования и соединения.

2.Виды практических работ

Художественное моделирование из бумаги путем складывания (оригами) (6 часов)

Выполнение более сложных многоэтапных изделий из бумаги.

Многомодульные конструкции, соединяющиеся, в том числе, с помощью клея.

Складывание по спирали.

Складывание в сочетании с вырезанием.

Вырезание и аппликация (8 часов)

Формы и мотивы орнамента. Приемы построения орнаментов.

Выполнение орнаментальной композиции из бумаги с использова­нием приемов симметричного вырезания. Транспарантное вырезание1.

Многодетальная аппликация с использованием различных прие­мов.

Художественное конструирование (18 часов)

Динамические открытки. Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объемными при раскрывании.

Выполнение объемных рамок для поделок и фотографий.

Создание объемных моделей строений на основе преобразова­ния геометрических тел (пирамиды, конуса, цилиндра, призмы).

Создание бумажных конструкций сложной формы с использо­ванием техники криволинейного складывания.

Создание художественных образов в технике бумажной плас­тики с использованием различных приемов обработки бумаги (кри­волинейные и прямолинейные надрезы, сгибание, склеивание, скру­чивание, сминание, разрезание и др.).

Моделирование из фольги (4 часа)

«Лепка» из фольги (для пищевых продуктов).

Моделирование объемных изделий.

Изделия на проволочном каркасе.

3. Примерный перечень работ и творческих заданий

«Кусудамы» - декоративные подвесные украшения в традици­онной японской технике оригами.

Коробочки, шапочки, цветы, игрушки и сувениры в технике оригами.

«Орнаменты». Аппликации из бумаги.

«Старинный замок». Объемная композиция по мотивам средне­вековых архитектурных сооружений.

«Герои мифов и легенд». Художественные образы, выполнен­ные в технике бумажной пластики.

«Серебряный зоопарк» из фольги.

«Прекрасная дама». Моделирование из фольги на проволочном каркасе.

4. Темы для бесед

Орнамент в прикладном творчестве народов мира. История поздравительной открытки. Этикетные формы ее ис­пользования.

Архитектурные памятники России, других стран и своего региона.

Текстильные материалы

1.Основные технологические сведения и приемы обработки

Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки. Приемы лоскутной техники.

«Чешуйчатая» техника или «уголки» из лоскутов. Техника выполнения швов: «козлик», потайной. Вышивка крестом, вприкреп.

Техника вязания на спицах. Набор петель, петли лицевые, из­наночные.

Техника вязания крючком. Основные элементы. Техника изготовления проволочного каркаса для вязаных игру­шек.

Изготовление самодельной рамы для изучения приемов ткаче­ства.

Новые приемы вязания узлов. Использование их в различных целях.

2.Виды практических работ

Обработка ткани (9 часов)

Швы «козлик» (крестообразный), потайной. Лоскутная техника. Подготовка ткани.

Изготовление шаблонов. Узоры из полосок, квадратов и треу­гольников.

Украшение изделий лоскутными «уголками». Изготовление мягкой игрушки.

Вышивание «крестом» по канве или на ткани полотняного пе­реплетения.

Украшение изделий лентами, тесьмой, шнуром с помощью шва с перехватами вприкреп.

Вязание (6 часов)

Вязание на спицах несложных изделий из шерстяной пряжи.

Вывязывание шнуров и тесьмы.

Вязание крючком изделий, сувениров, игрушек, в том числе, на проволочном каркасе.

Ткачество (3 часа)

Изготовление простейшего гобелена1 из пряжи.

Плетение (2 часа)

Завязывание лент, шейных платков, галстуков.

Прочная и нарядная упаковка подарков.

3.Примерный перечень работ и творческих заданий

Изготовление изделия, в котором сочетаются различные прие­мы и технологии (творческий проект). Перчаточная кукла для ку­кольного театра, грелка на чайник, мягкая игрушка. Шитье одеж­ды для кукол, украшение ее вышивкой, выполнение деталей одеж­ды в технике ткачества. Поделки из синтепона.

4.Темы для бесед

Традиции лоскутной техники в разных странах мира от древ­ности до наших дней.

Вышивка на предметах домашнего обихода и народной одежде.

История гобелена или шпалеры - гладкого сюжетного ковра из средневековой Европы.

История кукольного театра.

Пластилин (10 часов)

1. Основные технологические сведения и приемы обработки

Получение изобразительных эффектов с использованием но­вых техник: горельеф, контррельеф, сграффито, многоплановый рельеф.

Способы выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе.

Реалистическая лепка.

2.Виды практических работ

Горельеф из пластилина.

Контррельеф. Различные способы получения изображения, уг­лубленного в поверхность основы. Сграффито - один из вариан­тов получения контррельефа.

Лепка в реалистической технике фигур животных. Передача пропорций, движения.

Пластилиновая скульптура на каркасе из проволоки или других материалов.

Пластилиновая аппликация на картоне.

«Оригами» из пластилина.

3.Примерный перечень работ и творческих заданий

«Лесные истории», «Скатерть-самобранка». Декоративные пан­но с полуобъемным изображением.

Создание скульптурных композиций «Танцующий мир», «Хищ­ники и травоядные», «Кукольный мультфильм».

Композиции из пластилиновой ленты.

Дизайн посуды и парфюмерных флаконов. Творческие работы в смешанной технике.

4.Темы для бесед

Скульптура как вид искусства, основанный на принципе трех­мерного изображения. Жанры скульптуры.

Керамические изразцы для украшения интерьера и наружного убранства зданий.

Природные материалы (5 часов)

1.Основные технико-технологические сведения
и приемы обработки

Правила сбора сушки и хранения природных материалов. Приемы работы с кожей.

2.Виды практических работ

Работа из природных материалов

Дизайн комнатных растений: уход и декорирование. Изготовление изделий из кожи.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Тема

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие (1 час)

1

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

1

Раздел I. БУМАГА И КАРТОН

1. 1. Художественное моделирование из бумаги путем складывания (6 часов)

2

1

Схемы оригами и основные базовые формы

1

3

2

Изготовление кусудамы

1

4

3

Изготовление разных вариантов тапочек в технике оригами

1

5

4

Изготовление изделий в техни­ке кирикоми оригами

1

6

5

Изготовление цветов в технике оригами

1

7

6

Изготовление поделок спосо­бами складывания по спирали

1

1. 2. Вырезание и аппликация(8 часов)

8

1

Построение растительного ор­намента в полосе

1

9

2

Орнамент в круге

1

10

3

Геометрический орнамент. Бордюр

1

11

4

Зооморфные мотивы в орна­менте

1

12

5

Транспарантное вырезание

1

13

6

Изготовление герба в технике аппликации

1

14 -15

7

8

Приемы изготовления рельеф­ной бумаги и аппликации из нее

2

1. 3. Художественное конструирование из бумаги (18 часов)

16

1

Изготовление динамической открытки

1

17

2

Изготовление рамок для худо­жественных работ

1

18

3

Изготовление поделок в техни­ке складывания по кривой ли­нии

1

19-20

4

5

Изготовление композиции из бумаги

2

21-22-23

6-7

8

Изготовление макета старинно­го замка

3

24-25

9-10

Приемы работы с фольгой и изготовление фигуры человека в костюме

2

26

11

Изготовление фигурок живот­ных из фольги

1

27-28

12-13

Изготовление фигуры рыцаря из плотной фольги

2

29

14

Изготовление рамки для фото­графии

1

30-31-32-33

15-16

17-18

Изготовление новогодних по­делок

4

Раздел II. ПЛАСТИЛИН (10 часов)

34

1

Изготовление многопланового рельефа

1

35

2

Изготовление контррельефа

1

36

3

Изготовление панно в технике сграффито

1

37

4

Изготовление панно в технике горельефа

1

38

5

Пластилин на проволочном каркасе

1

39

6

Реалистическая лепка

1

40

7

Оригами из пластилина

1

41

8

Композиция из пластилиновой ленты

1

42

9

Дизайн посуды

1

43

10

Дизайн парфюмерных флако­нов

1

Раздел III. ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (20 часов)

44-45

1-2

Основные приемы вязания на спицах

2

46

3

Основные виды переплетений в вязании на спицах

1

47

4

Изготовление вязаной игрушки

1

48-49

5-6

Основные приемы вязания крючком

2

50-51

7-8

Аппликация из вязаных деталей

2

52

9

Техника вышивания крестом

1

53

10

Вышивание узора крестом

1

54

11

Техника шитья из лоскутков

1

55

12

Основы ткачества

1

56-57

13-14

Ручное ткачество

2

58-59

15-16

Приемы изготовления кукол

2

60-61-62

17-18

19

Выполнение творческого про­екта

3

63

20

Приемы завязывания платков, шарфов, галстуков

1

Раздел IV. ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (5 часов)

64

1

Поделки из кожи

1

65

2

Изготовление поделок из различных материалов

1

66-67

3-4

Аппликация из оболочек лука и чеснока

2

68

5

Аппликация из ткани и засу­шенных растений

1

Итого

68

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Проснякова Т. Н. Творческая мастерская. Учебник для 4 кл. — Самара: корпорация «Федоров», изд-во

«Учебная литература».

2. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику "Технология" для 4 кл. – Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров Примерная программа по технологии

3. Геронимус Т.М. «Уроки труда. Маленький мастер».

4. Стандарт начального общего образования по технологии.

5. Журнал «Начальная школа».

6. Газета «Первое сентября», «Начальная школа».

7. В.В.Выгонов «Я иду на урок. Поделки, модели игрушек».

8. Е.В.Калмыкова «Игровые технологии в начальной школе».

9. Н.А.Цирулик «Твори, выдумывай, пробуй».

10. Н.М.Конышева «Проектная деятельность на уроках технологии

11. Романина В.И. «Дидактический материал по трудовому обучению».

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий