RSS

Здесь можно найти информацию для подготовки к урокам, скачать конспекты уроков, сценарии мероприятий по технологии(обслуживающему труду) и многое другое

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 3 класс

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Степановская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МО учителей физической культуры, ОБЖ и технологии

Протокол № 1

от 30.08.2011г.

Согласовано

заместитель директора

по УР

____________________

подпись

___________________

число

Утверждено

директор школы

Приказ № 175

от 12.09.2011г.

_____________________

подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

3 класс

2011 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Технология» составлена на основе Федерального компо­нента Государственного стандарта основного общего образования, с учетом сезонных изменений в жизни, живой и нежи­вой природы, а также с праздничными и памятными датами текущего года.

Занятия художественной практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства по авторской программе Т.Н. Просняковой к курсу «Технология» решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Учебный предмет «Технология» закладывает основы трудолюбия и способности к самовыражению в творческой работе.

Предмет «Технология» дает технологическую компетентность, которая соответствует возрасту младших школьников.

Программа 3-го года обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной группе материалов: бумага и картон, текстильные материалы, пластилин, природ­ные материалы, комбинированные виды работ из различных материалов.

Решение содержательной задачи каждой основной линии дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Курс «Технология» интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов, дает возможность реализовать их в интеллектуально-практической деятельности учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде).

В процессе обучения должное внимание отводится исследовательской, поисковой, практико-ориентированной и ознакомительно-ориентированной деятельности учащихся. Предусмотрена индивидуальная, коллективная работа на уроках, работа в группах. Некоторые темы курса технологии объединены воедино для соз­дания двух проектов: краткосрочный проект «Настольный театр» — 4 часа и долгосрочный проект «Скоро лето» — 12 часов, носящих кольцевой дина­мичный характер и имеющих разумные временные сроки. Начиная работу над созданием этих проектов, дети учатся ставить перед собой определен­ные цели и вновь возвращаются к ним при подведении итогов — защиты проекта, убеждаясь в том, что их знания по определенным темам пополни­лись, обогатился их жизненный опыт, что имеет немаловажное значение на влияние положительной мотивации в учении.

Трудовое обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения. Воспитания и развития учащихся.

Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.

Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует своя специфика:

1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;

2-й класс — отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;

3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее.

В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель должен постоянно помнить о следующем:

• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;

• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства

люди;

• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;

• пополнение знаний детей осуществляется за счёт ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;

• изделия предлагаются преимущественно объёмные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;

• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;

• на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя);

• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;

• в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.

В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.

Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы).

Учебный план 3 класса рассчитан на 68 часов в год по 2 часа в неделю

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка средствами художественного труда.

Задачи:

o совершенствование ручной умелости;

o развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приёмов;

o развитие конструкторских способностей, воображения, фантазии, технического мышления, художественного вкуса;

o расширение методов познания окружающей действительности;

o формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология»

к концу третьего года обучения

Знать/понимать:

Ø правила безопасности труда и личной гигиены при обработке раз­личных материалов;

Ø название и назначение инструментов для обработки бумаги, картона, ткани и др. материалов. Правила пользования этими инструментами;

Ø приемы разметки (на просвет, с помощью шаблона, линейки, уголь­ника, циркуля);

Ø способы соединения деталей из бумаги и картона (приклеивание внахлест и в торец, соединение проволокой, нитками, щелевым замком);

Ø новые приемы обработки уже цветных материалов — бумаги, тексти­ля, пластилина и др.

уметь:

Ø понимать рисунки, схемы, эскизы;

Ø определять название детали и материал для ее изготовления. Анали­зировать свойства материалов, подходящих для данной работы;

Ø определять порядок действий, планировать этапы своей работы;

Ø комбинировать различные приемы работы для достижения постав­ленной художественно-творческой задачи;

Ø выполнять новые приемы моделирования и обработки материалов, предложенные программой, повторяя представленный образец, внося в не­го частичные изменения, а также создавая образ по собственному замыслу.

иметь представление:

Ø об истории возникновения различных ремесел, материалов и инст­рументов;

Ø об основных центрах художественных промыслов по изготовлению глиняных и деревянных игрушек (Дымково, Гжель, Торжок, Каргополь, Сер­гиев Посад, Семенов, Полховский Майдан и др.). Об отличительных призна­ках и художественной особенности изделий этих центров. О различных профессиях, связанных с художественно-прикладным творчеством;

Ø о видах и свойствах современных материалов, подходящих для ис­пользования в прикладном творчестве.

1. Объём дисциплин и вид учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоёмкость дисциплины

68

Аудиторные занятия

68

Лекции

9

Практические работы

52

Итоговый контроль

2

Проект

5

Итого

68

2. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ темы

тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Работа с пластилином

7

3.

Работа с бумагой и картоном

23

4.

Текстильные материалы

11

5.

Комбинированные работы из различных материа­лов

4

6.

Макраме и другие виды плетения

4

7.

Художественное конструирование с использованием

различных ви­дов соединений

3

8

Вырезание и аппликация

10

9

Нитяная графика

Работа с проектом

5

 

Итого

68

3. Содержание

Вводное занятие (1 час)

Правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инстру­ментом: ножницами, циркулем, канцелярским ножом, шилом, швейными иг­лами. Гигиена труда и организация рабочего места.

Повторение этих правил предваряет изучение каждого нового раздела или знакомство с новыми инструментами и материалами.

Бумага и картон. Оригами (26 часов)

1. Основные технологические сведения и приемы обработки

Современные виды бумаги и ее свойства.

Разновидности картона, его свойства и способы обработки.

Правила чтения схемы, эскиза и чертежа.

Разметка с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля.

Техника вырезания ножницами (непрерывная и по частям).

Техника вырезания канцелярским ножом.

Элементы графической грамоты.

Линии чертежа — контурная, размерная и выносная. Линии сгиба и не­видимого контура.

Изготовление развертки для получения объемных изделий. Виды со­единений: с помощью клея (внахлест и в торец), проволокой, нитками, с ис­пользованием прорезей.

2. Виды практических работ

Художественное моделирование из бумаги путем складывания

Изучение основных схем оригами.

Выполнение плоских изделий.

Вырезание и аппликация (10 часов)

Создание изображений из бумажных полос с дальнейшим приклеивани­ем их торцом к основе.

Симметричное вырезание из бумаги.

Непрерывное вырезание, в результате которого обе части вырезки несут изобразительное значение и используются в аппликации.

Изготовление гирлянд без клея с соединением деталей в цепочку.

Создание объемных изделий по развертке, выполненной самостоятельно
и по шаблону. ,

3. Примерный перечень работ и творческих заданий «Твоя коллекция». Коллекция-каталог современных видов бумаги. Изделия в технике оригами: звезда, составленная из отдельных моду­лей; фонарики; закладки; традиционная японская коробочка; конструктор оригами; бумажные детали для создания фактурной поверхности; елоч­ные украшения.

«Солнечный день». Коллективное панно, в котором каждый элемент вы­полнен из бумажных полос.

«Знакомые насекомые». Аппликация на тему симметрии в природе. «Три этажа зеленого мира». Техника непрерывного вырезания. «Космический корабль», «Клоуны». Выпуклая аппликация. «Праздничный наряд для салфеток». Прорезные соединения бумажных деталей.

Упаковки различных форм, выполненные по развертке.

4. Темы для бесед

История создания бумаги.

Традиционное и современное искусство оригами.

Как появились ножницы.

Традиции вырезания из бумаги: черно-белые силуэты, народные «вырезанки».

Текстильные материалы

1.Основные технологические сведения и приемы обработки

Свойства различных видов тканей, пряжи, ниток. Способы обработки текстильных материалов в художественно-оформительских целях.

Деление круга на части при помощи циркуля. Изготовление выкройки. «Техника выполнения швов: «стебельчатый», «тамбурный», «строчка», «петельный».

Техника украшения поверхности нитками, натянутыми определенным

образом — нитяная графика.

Использование текстильных материалов (пряжа, тесьма, ленты, шнуры) в плетении.

2.Виды практических работ

Аппликация

Из цельных нитей (пряжа постепенно отматывается от клубка и выкла­дывается в узор).

Из пряжи, нарезанной различными способами.

Из скрученных ниток.

Из распущенного трикотажа.

Нитяная графика (5 часов)

Заполнение угла, окружности, овала и другие способы получения изо­бразительных эффектов.

Текстильные материалы (11 часов)

Вышивка стебельчатым и тамбурными швами по рисунку, выполненному самостоятельно или переведенному с помощью кальки и копировальной бу­маги.

Изготовление декоративной отделочной тесьмы «змейкой».

Построение выкройки, разметка ткани, сложенной вдвое.

Раскрой ткани, сшивание по прямым срезам швом «строчка».

Складывание салфеток для праздничного стола.

3.Примерный перечень работ и творческих заданий
«Снежинки». Аппликация из цельных нитей, «Жилища разных народов», «Таинственный мир растений». Аппликация из нарезанных нитей, «Грибы и деревья». Аппликация в технике «жатой» ткани «Улитка». Аппликация из скрученных ниток.

«Жар-птица», «Кот», «Петушок», «Бабочка», «Пейзаж», «Абстрактная композиция». Варианты работ в технике изонити.

«Узлы — прочные, красивые, полезные». Способы завязывания сверт­ков, рюкзаков.

Цветы из ниток и ленточек, плетеная шляпа. Плетение на проволочном каркасе.

Футляр для ножниц. Плоское плетение из тесьмы. Шитье сумочек мно­гофункционального назначения. Украшение вышивкой.

«Кактус», подушечка-игольница. Сувениры, украшенные декоративной «змейкой», искусственными цветами.

4.Темы для бесед

Происхождение различных видов тканей. Исторические сведения об искусстве плетения. Традиции народной вышивки.

Макраме и другие виды плетения (4 часа)

Завязывание морских узлов и способы их использования в повседнев­ной жизни.

Узлы: геркулесов, конструктор, глухая петля.

Плетение шнура.

Изготовление плетеных сувениров.

Плетение на проволочном каркасе из пряжи, лент, шнура.

Плоское плетение «полонянка» из ленточек или тесьмы.

Пластилин (7 часов)

1. Основные технологические сведения и приемы обработки

Техника изготовления народной глиняной игрушки. Возможность пере­несения отдельных элементов техники на работу с пластилином. Способы разрезания пластилина с помощью проволоки. Техника раскатывания пластилина.

Создание фактурной поверхности.

Способы получения различных живописных эффектов из цветного пла­стилина.

2.Виды практических работ

Изготовление поделок, детали, которые получены раскатыванием.

Изготовление игрушек по мотивам изделий народных промыслов, с ис­пользованием деталей, разрезанных проволокой.

Получение разных оттенков пластилина смешиванием. Получение фак­турной поверхности пластилина путем нанесения однородных отпечатков.

Обрубовка раскатанного пластилина при помощи готовых форм (кры­шечки, колпачки и др.).

Пластилиновые аппликации.

3.Примерный перечень работ и творческих заданий

«Барыня», «Собачка». Поделки по мотивам дымковской игрушки с само­стоятельным выбором орнамента.

«Курочка». Поделка в стиле торжокской народной игрушки.

«Каменный цветок», «Шкатулка», «Черепашки». Поделки с использова­нием техники разрезания.

Барельеф по мотивам реального архитектурного барельефа.

«Осенний ветер». Пластилиновая живопись.

«Декоративное дерево». Фактурный пластилин, фигурная обрубовка.

«Цветущая вишня», «Русалочка». Пластилиновая аппликация.

4. Темы для бесед

Традиции народной глиняной игрушки. Наиболее известные промыслы. Особенности изготовления и росписи.

Барельеф как один из древнейших видов искусства. Поучимся у природы. (Нерукотворные узоры.)

Обобщающие работы (проект 4 часа)

«Покажи, чему ты научился!». Изготовление подарков и сувениров: ва­зочек, коробочек, шкатулок, открыток, елочных игрушек, масок и др. Анализ возможности выполнения этих предметов с использованием всех изученных техник. Применение освоенного приема в новой ситуации.

«Праздник цвета». На это занятие дети приносят любые материалы в ка­кой-либо заранее определенной цветовой гамме. Украшая свой класс и подби­рая литературные, исторические, фольклорные материалы, связанные с кон­кретным цветом, учащиеся должны осмыслить значение цвета в нашей жизни.

«На все руки мастер!». Игра — творческий конкурс. Каждому ребенку случайным образом достаются названия нескольких материалов. Он должен придумать и выполнить поделку, исходя именно из этого набора.

Календарно - тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Тема

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие (1 час)

1

1

Вводное занятие. Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования.

1

Работа с пластилином (7 часов)

2, 3

1, 2

Работа с пластилином. «Расписной» пластилин, полученный раскатыванием. Дымковская игруш­ка. «Барышня», «Собачка»

2

4, 5

3, 4

Работа с пластилином. «Расписной» пластилин, полученный способом резания. «Курочка»

2

6

5

Работа с пластилином. «Расписной» пластилин, полученный смешиванием. Фактурная поверх­ность пластилина. Обрубовка с помощью готовых форм

1

7

6

Работа с пластилином. Барельеф

1

8

7

Работа с пластилином. Смешанный пластилин. «Черепаха», «Каменный цветок», «Шкатулка»

1

Работа с бумагой и картоном (23 часов)

9, 10

1, 2

Работа с гофрированной бумагой. Деревянное зодчество. «Изба»

2

11, 12

3, 4

Комбинированные работы из различных материа­лов. Театральные гримеры и костюмеры

2

13, 14

5, 6

Краткосрочный проект «Настольный театр». Ра­бота с разными материалами. Мастерим сцену

2

15, 16

7, 8

Краткосрочный проект «Куклы-артисты». Работа с разными материалами. «Настольный театр» (продолжение)

2

17

9

Работа с бумагой и картоном. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. Ори­гами. Схемы оригами. Условные обозначения

1

18, 19

10, 11

Работа с бумагой и картоном. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. Ори­гами. Конструируем из модулей. Бумажный кон­структор

2

20

12

Работа с бумагой и картоном. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. Ори­гами. Складывание из прямоугольника. Стрелоч­ка. Оригинальные закладки

1

21

13

Работа с бумагой и картоном. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. Ори­гами. Соединяем модули для украшения поверх­ности

1

22

14

Работа с бумагой и картоном. Вырезывание и ап­пликация. Симметричное вырезывание. Знакомые насекомые

1

23

15

Работа с бумагой и картоном. Вырезывание и ап­пликация. Три этажа зеленого мира

1

24

16

Работа с бумагой и картоном. Вырезывание и ап­пликация. Прорезная аппликация. Черно-белый мишка из Красной книги

1

25

17

Работа с текстильными материалами. Аппликация из цельных нитей. «Снежинка»

1

26, 27

18,19

Работа с бумагой и картоном. Вырезывание и ап­пликация. Выпуклая прорезная аппликация. Ра­бота с канцелярским ножом

2

28

20

Работа с бумагой и картоном. Вырезывание и ап­пликация. Симметричное вырезывание. Соединя­ем цепочку без клея. Гирлянда «Елочка»

1

29

21

Работа с бумагой и картоном. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. Ори­гами. Соединяем объемные модули. «Фонарики»

1

30

22

Работа с бумагой и картоном. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. Ори­гами. Складываем, а потом вырезаем. «Золотая рыбка»

1

32

23

Комбинированные работы из различных материа­лов. «Слоеный пирог»

1

Текстильные материалы (11 часов)

32, 33

1, 2

Виды плетения. Спиральное плетение. «Вьюнок». Цветы из ленточек и тесьмы

2

34, 35

3, 4

Работа с. тканью. Виды и обработка ткани. Шов «вперед иголку». Декоративный отделочный рюш «Змейка»

2

36

5

Работа с тканью. Виды швов. Шов «ручная строч­ка», шов «через край» и двойной шов «через край», шов «петельный» и его варианты, тамбур­ные швы

1

37

6

Работа с различными материалами. Виды швов. Вышитые салфетки из клеенки

1

38, 39

7, 8

Работа с тканью. Вышивание и отделка. Панно «Цветы», «Рыцарский замок», «Башня с флагом»

2

40, 41, 42

9, 10, 11

Работа с тканью. Шитье по выкройкам. Вшиваем застежку-молнию. Сумочка, кошелек, пенал, очеч­ник

3

Комбинированные работы из различных материа­лов (4 часов)

43, 44

1, 2

Коллаж. «Матрешка», «Богатырь»

2

45,46

3, 4

Работа с тканью. Шитье по выкройкам. Пришива­ние пуговиц с ушком. «Кактус- игольница»

2

Макраме и другие виды плетения (4 часа)

47

1

Макраме и другие виды плетения. Вязание узлов

1

48, 49

2, 3

Виды плетения. Макраме. Одинарный плоский узел. Двойной узел. «Наряд для карандаша»

2

50

4

Виды плетения. Плоское полотняное плетение. Футляр для ножниц

1

Художественное конструирование с использованием

различных ви­дов соединений (3 часов)

51

1

Работа с бумагой и картоном. Художественное моделирование. Соединяем с помощью проволо­ки. Шаблон с подвижными деталями для рисова­ния человека в движении

1

52, 53

2, 3

Работа с бумагой и картоном. Художественное моделирование. Соединяем с помощью проволо­ки. Шаблон с подвижными деталями для рисова­ния человека в движении

2

Вырезание и аппликация (10 часов)

54

1

Работа с бумагой и картоном. Вырезывание и ап­пликация. Симметричное вырезывание. «Наряд для баночки»

1

55, 56

2, 3

Работа с бумагой и картоном. Вырезывание и ап­пликация. Выпуклая аппликация из бумажных полос

2

57

4

Долгосрочный проект «Скоро лето». Работа с разными материалами. Аппликация на бархатной бумаге

1

58, 59

5, 6

Долгосрочный проект «Скоро лето». Работа с разными материалами. Аппликация из распущен­ного трикотажа. «Бабочка»

2

60, 61

7, 8

Долгосрочный проект «Скоро лето». «Работа с текстильными материалами. Аппликация из ре­занных нитей «Одуванчик». Аппликация из скру­ченных ниток. «Улитка»

2

62, 63

9, 10

Долгосрочный проект «Скоро лето». Работа с текстильными материалами. Аппликация из жатой ткани. «Деревья», «Грибы»

2

Нитяная графика (5 часа)

64, 65

1, 2

Долгосрочный проект «Скоро лето». Нитяная графика. Натяжение нитей через сквозные отвер­стия. Заполнение нитью угла и окружности. «Сол­нышко»

2

66, 67

3, 4

Долгосрочный проект «Скоро лето». Нитяная графика. Натяжение нитей через сквозные отвер­стия. «Змейка», «Елочка», «Клеточки», «Веера»

2

68

5

Долгосрочный проект «Скоро лето». Нитяная графика. Натяжение нитей через сквозные отвер­стия. «Змейка», «Елочка», «Клеточки», «Веера». Итоговое занятие.

1

Итого

68

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Проснякова Т. Н. Творческая мастерская. Учебник для 3 кл. — Самара: корпорация «Федоров», изд-во

«Учебная литература».

2. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику "Технология" для 3 кл. – Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров Примерная программа по технологии

3. Геронимус Т.М. «Уроки труда. Маленький мастер».

4. Стандарт начального общего образования по технологии.

5. Журнал «Начальная школа».

6. Газета «Первое сентября», «Начальная школа».

7. В.В.Выгонов «Я иду на урок. Поделки, модели игрушек».

8. Е.В.Калмыкова «Игровые технологии в начальной школе».

9. Н.А.Цирулик «Твори, выдумывай, пробуй».

10. Н.М.Конышева «Проектная деятельность на уроках технологии

11. Романина В.И. «Дидактический материал по трудовому обучению».

 

12. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы, Система Л.В. Занкова. – Самара. Корпорация «Фёдоров»; Изд. – во «Учебная литература»; 2009 г.

13. Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Методические пояснения к курсу «Технология – творческая мастерская ». 3 класс. – Самара: корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2010.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий