Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Степановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей физической культуры, ОБЖ и технологии Протокол № 1 от 30.08.2011г. | Согласовано заместитель директора по УР ____________________ подпись ___________________ число | Утверждено директор школы Приказ № 175 от 12.09.2011г. _____________________ подпись |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
2 класс
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Программа разработана с учетом содержания примерной общеобразовательной программы начальной школы по технологии, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, учитывает индивидуальные особенности развития каждого ребенка, структуру и наполняемость класса.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления трудовой деятельности младших школьников на уроках технологии.
По продолжительности программа реализуется в течение 1 года. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.
Цель обучения: учить начальным технологическим знаниям, трудовым умениям и навыкам, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
Задачи:
· развивать сенсорику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомер; способность ориентироваться в информации разного вида;
· осваивать знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
· овладеть способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
· воспитывать трудолюбие, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу второго года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
· название и назначение материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;
· правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и приспособлениями; правила и приемы разметки и контроля по линейке, угольнику;
· способы обработки различных материалов, предусмотренных программой; название и назначение транспортных средств: автомашина, прицеп, подъемный кран, ракета; общие сведения о профессиях: конструктор, космонавт, швея, флорист и др.
Уметь:
· использовать строго по назначению; соблюдать их по всем видам труда; экономно размечать материал с помощью линейки, шаблона, угольника и проверять точность разметки;
· правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;
· самостоятельно изготовить по образцу изделие, аналогичное изделиям, предусмотренным программой;
· различать по внешнему виду и выполнению практических работ; уважать их труд;
1. Объём дисциплин и вид учебной работы.
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоёмкость дисциплины | 34 |
Аудиторные занятия | 34 |
Лекции | 5 |
Практические работы | 28 |
Итоговый контроль | 1 |
Итого | 34 |
2. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ темы | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие Работа с пластилином | 7 |
2 | Работа с бумагой и картоном. Аппликация | 7 |
3 | Аппликация из ткани | 2 |
4 | Объемная аппликация | 10 |
5 | Мозаика | 8 |
Итого | 34 |
3. Содержание программы
Правила безопасности труда при работе с ножницами, швейными иглами.
Организация рабочего места (1 час)
Я скульптор (7 часов)
1. Основные технологические сведения и приемы обработки
Техника изготовления народной глиняной игрушки. Возможность перенесения отдельных элементов техники на работу с пластилином. Способы разрезания пластилина с помощью проволоки. Техника раскатывания пластилина.
Создание фактурной поверхности.
Способы получения различных живописных эффектов из цветного пластилина.
2. Виды практических работ
Изготовление поделок, детали, которые получены раскатыванием.
Изготовление игрушек по мотивам изделий народных промыслов, с использованием деталей, разрезанных проволокой.
Получение разных оттенков пластилина смешиванием. Получение фактурной поверхности пластилина путем нанесения однородных отпечатков.
Обрубовка раскатанного пластилина при помощи готовых форм (крышечки, колпачки и др.).
Пластилиновые аппликации.
3. Примерный перечень работ и творческих заданий
Изготовление панно из пластилина «Подводный мир». Изготовление панно из налепных украшений. Универсальный робот. Сказочная принцесса.
4. Темы для бесед
Традиции народной глиняной игрушки. Наиболее известные промыслы. Особенности изготовления и росписи.
Изготовление изделий из бумаги (17 ч)
Краткая характеристика операций обработки бумаги: размечать по клеткам — перенести на материал увеличенный контур предмета; размечать по месту — указать черточкой точное место на заготовке; размечать на просвет — снять копию с оригинала и получить оттиск детали с копии на материал; размечать по линейке — переносить на заготовку точки и линии; надрезать ножницами — разрезать до определенной точки; изгибать — гнуть, придавая дугообразную форму; гофрировать — делать ряд параллельных складок.
Инструменты и приспособления: карандаш марки ТМ и 2М, ножницы, линейка, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист.
Основные способы соединения деталей изделия: склеить, скрепить кнопкой, подвесить на нитку, соединить «в надрез».
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам и чертежам: выбор заготовок с учетом свойств материалов и размеров изделия; экономная разметка заготовок, деталей; складывание бумажных заготовок; резание ножницами по контуру; надрезание ножницами, изгибание частей, гофрирование заготовок; соединение деталей изделия клеем, кнопкой, скрепкой, «в надрез», нитками. Декоративное оформление изделия аппликацией. Создание изделий по собственному замыслу.
Варианты объектов труда: этикетки, конверты, вертушки, рамки, летающие модели, гофрированные подвески(куколки, динамические модели.
Аппликация из текстильных материалов (2 ч)
Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: размечать двойные детали по выкройке и по месту; вырезать ножницами детали на столе; пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями; сшивать детали из ткани; обрабатывать край изделия; пришивать тесьму или шнур; наматывать нитки на картонную основу; связывать нитки в пучок. Способы выполнения ручных швов «роспись», «через край».
Инструменты и приспособления: ножницы, иглы, булавки с колечком, наперсток, пяльцы, портновский мел, шаблон колец.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани и ниток с учетом их свойств; определение лицевой и изнаночной стороны; разметка и раскрой ткани от сгиба; вырезание ножницами по линиям разметки двойной детали; клеевое и ниточное соединения деталей; соединение деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.
Создание изделий по собственному замыслу: моделирование из ниток.
Варианты объектов труда: мешочки для хранения предметов, одежды для соломенной куклы, игрушки из помпонов.
Мозаика (8 часов)
Заполнение линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.
Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, гальки, ракушек), гофрированной бумаги на картоне, тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы, Система Л.В. Занкова. – Самара. Корпорация «Фёдоров»; Изд. – во «Учебная литература»; 2009 г.
- Просняков Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для 2 класса. – 2-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
4. 3.Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняков. Методические пояснения к курсу «Технология – творческая мастерская ». 3–4 классы. – Самара: корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2008.
5. Геронимус Т. М Я все умею делать сам 1-2 классы. –М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003
6. Конышева Н. М. Умелые руки 1 класс 2-е издание. - Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2009.
0 коммент.:
Отправить комментарий