Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Степановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей физической культуры, ОБЖ и технологии Протокол № 1 от 30.08.2011г. | Согласовано заместитель директора по УР ____________________ подпись ___________________ число | Утверждено директор школы Приказ № 175 от 12.09.2011г. _____________________ подпись |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
1 класс
2011 год
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Умные руки» для 1 класса (авторы Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова), утверждёнными Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Повседневная, будничная педагогика включает в себя заботу о нравственном воспитании наших детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о расцвете технических способностей и эстетических дарований.
И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что ребенку для полноценного развития уроки труда необходимы как воздух. Ведь это уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика, сделать жизнь растущего человека умно, тщательно организовать, думать над тем, чтобы ребенок развивался всесторонне.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности, приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.
С учетом специфики данного учебного предмета в примерной программе выделены три содержательных линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» (ЗУСД), «Технология изготовления изделий из различных материалов», «Домашний труд».
Общая характеристика учебного предмета.
Продолжительность курса «Технология» в 1 классе 33 учебные недели по 1 ч в неделю, курс рассчитан на 33 ч.
Благодаря предметно–практической направленности курса у младших школьников закладывается процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе абстрактного мышления).
Цель - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие (развитие мелкой моторики) и развитие психики (развитие зрительно – пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств).
Задачи курса:
- овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- овладение умениями ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
- формирование умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- формирование представления о разных свойствах одного материала и одинаковых свойствах разных материалов;
- развитие ручной умелости в процессе обработки различных материалов;
- развитие волевых качеств: терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы;
- воспитание интереса к разным видам художественного творчества и ручных ремесел.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- содержание труда людей ближайшего окружения;
- область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стека, швейной иглы, булавки с колечком;
- область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.
Уметь:
- осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
- составлять словесный план собственной трудовой деятельности;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, альбомной бумаги, сухих листьев, веточек, семян, соцветий растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
- создавать модели несложных объектов из природных материалов;
- осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, вышивкой «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом», плетеным узором, природными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- применения информации для решения различных задач;
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
- соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
- создание различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов, пластилина;
- осуществление сотрудничества в совместной работе.
1. Объём дисциплин и вид учебной работы.
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоёмкость дисциплины | 34 |
Аудиторные занятия | 34 |
Лекции | 7 |
Практические работы | 25 |
Итоговый контроль | 1 |
Итого | 33 |
2. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ темы | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Работа с природным материалом | 6 |
3 | Мозаика | 2 |
4 | Работа с бумагой | 12 |
5 | Работа с разными материалами | 3 |
6 | Работа с пластилином | 6 |
7 | Работа с тканью | 3 |
Итого | 33 |
3. Содержание программы
Правила безопасности труда при работе с ножницами, швейными иглами.
Организация рабочего места (1 час)
Изготовление изделий из природных материалов (6 часов)
- Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов: собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в конвертах и коробках. Наклеивать композиции из природного материала на картон. Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на шпильках.
- Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска.
- Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпильках; сборка изделия.
- Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ.
- Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.), декоративных композиций.
Мозаика (2 часа)
Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.
Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, гальки, ракушек) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.
Изготовление изделий из бумаги (12 часов)
- Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать - делать мятой всю поверхность; размачивать — размягчить; скатывать - свернуть в трубку или собрать в шарик; обрывать — делать край неровным; складывать — делить на части; размечать по шаблону - обвести внешний контур предмета; резать — отделить от целого.
- Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист.
- Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.
- Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; снимание заготовки;
- размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.
- Создание изделий по собственному замыслу.
- Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.
Работа с разными материалами (3 часа)
Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезание.
Аппликация из пластилина.
Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Детали можно дорисовывать.
Изготовление изделий из пластичных материалов (6 часов)
- Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.
- Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска.
- Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия.
- Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы.
Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (овощи, фрукты, животные
Изготовление изделий из текстильных материалов (3 часа)
- Краткая характеристика операций обработки материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому. Способы выполнения ручных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом».
- Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.
- Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение. Декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.
- Создание изделий и декоративных композиций.
- Варианты объектов труда: закладки для книг, чехол для стакана, декоративные салфетки, декоративные композиции.
Наблюдения
Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин): пластичность, цвет, смешение цветов, происхождение, отношение к влаге.
Сравнение свойств различных материалов, используемых в качестве основы для работ из пластилина (бумага, картон, металлизированная бумага, пластиковые крышки, баночки).
Наблюдения за пластическими свойствами снега.
Наблюдения за свойствами природных материалов.
Сравнение свойств разных видов бумаги, используемых для одного и того же вида работы, например, гофрирования.
Наблюдения за строением тканей полотняного переплетения. Различие тканей по толщине.
Строение ниток. Соответствие ниток толщине ткани. Соответствие иглы толщине нити.
Общие свойства гибкости у разных материалов, используемы при плетении.
Беседы
Беседы о том, что означают термины «аппликация», «мозаика», «оригами» в переводе на русский язык. Разнообразие видов аппликации, мозаики, лепных и плетеных изделий (по материалам и технике выполнения).
Беседы о народных праздниках, обычаях (как встречают Новый год в разных странах, кто такой Дед Мороз, что такое Масленица, Пасха и т.д
Календарно -тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Тема | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие (1 час) | ||||
1 | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования. | 1 | |
Работа с природным материалом (6 часов) | ||||
2 | 1 | Работа с бумагой. Аппликация. Панно «Листопад» | 1 | |
3 | 2 | Виды художественной обработки материалов. Экскурсия в природу | 1 | |
4 | 3 | Работа с природным материалом. Аппликация из листьев «Овощи» | 1 | |
5 | 4 | Работа с природным материалом. Изделие «Осенний букет» | 1 | |
6 | 5 | Работа с природным материалом. Аппликация из листьев «В лес за грибами» | 1 | |
7 | 6 | Работа с природным материалом. Аппликация из листьев «Чудо-животные» | 1 | |
Мозаика (2 часа) | ||||
8 | 1 | Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Мозаика «Бабочка» | 1 | |
9 | 2 | Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Мозаика «Осеннее дерево» | 1 | |
Работа с бумагой (12 часов) | ||||
10 | 1 | Работа с бумагой. Объемные елочные игрушки «Фонарик», «сосулька» | I | |
11 12 | 2 3 | Работа с бумагой. Объемная игрушка «Елочка» | 2 | |
13 | 4 | Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Цыпленок» | I | |
14 | 5 | Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур «Чебурашка» | 1 | |
15 | 6 | Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур. Геометрическая мозаика. Изделия «Слоник», «Сова» | 1 | |
16 | 7 | Работа с бумагой. Плоское прямое плетение. Закладка | I | |
17 | 8 | Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Морская звезда» | 1 | |
18 19 | 9 10 | Работа с бумагой. Поздравительная открытка к 23 февраля | 2 | |
20 21 | 11 12 | Работа с бумагой и картоном. Оригами. Аппликации «Яблочко», «Последний листок» | 2 | |
Работа с разными материалами (3 часа) | ||||
22 | 1 | Работа с разными материалами. Аппликация «Аквариум» | 1 | |
23 | 2 | Работа с разными материалами. Аппликация «Веселая обезьянка» | 1 | |
24 | 3 | Работа с разными материалами. Аппликация «Львенок» | 1 | |
Работа с пластилином (6 часов) | ||||
25 | 1 | Работа с пластилином. «Рисуем» жгутиками из пластилина цветик-семицветик | 1 | |
26 27 | 2 3 | Работа с пластилином и разными материалами. Мозаика на пластилиновой основе | 2 | |
28 29 | 4 5 | Работа с пластилином и природным материалом. Мозаика «Цветок» | 2 | |
30 | 6 | Работа с пластилином. Рисование пластилином. Панно «Рыбка» | 1 | |
Работа с тканью (3 часа) | ||||
31 | 1 | Работа с тканью. Шитье и вышивание. Шов вперед иголкой, шов вперед иголку с переливом | 1 | |
32 | 2 | Работа с тканью. Пришивание пуговиц с двумя дырочкам | 1 | |
33 | 3 | Работа с тканью. Пришивание пуговиц с двумя дырочкам. Изделия «Цветущая полянка» | 1 | |
Итого | 33 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 кл.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Проснякова Т.Н. Школа волшебников. Рабочие тетради для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
3. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
0 коммент.:
Отправить комментарий