RSS

Здесь можно найти информацию для подготовки к урокам, скачать конспекты уроков, сценарии мероприятий по технологии(обслуживающему труду) и многое другое

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 1 класс

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Степановская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МО учителей физической культуры, ОБЖ и технологии

Протокол № 1

от 30.08.2011г.

Согласовано

заместитель директора

по УР

____________________

подпись

___________________

число

Утверждено

директор школы

Приказ № 175

от 12.09.2011г.

_____________________

подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

1 класс

2011 год

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Умные руки» для 1 класса (авторы Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова), утверждёнными Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Повседневная, будничная педагогика включает в себя заботу о нравственном воспитании наших детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о расцвете технических способностей и эстетических дарований.
И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что ребенку для полноценного развития уроки труда необходимы как воздух. Ведь это уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика, сделать жизнь растущего человека умно, тщательно организовать, думать над тем, чтобы ребенок развивался всесторонне.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности, приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.
С учетом специфики данного учебного предмета в примерной программе выделены три содержательных линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» (ЗУСД), «Технология изготовления изделий из различных материалов», «Домашний труд».

Общая характеристика учебного предмета.

Продолжительность курса «Технология» в 1 классе 33 учебные недели по 1 ч в неделю, курс рассчитан на 33 ч.

Благодаря предметно–практической направленности курса у младших школьников закладывается процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе абстрактного мышления).

Цель - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие (развитие мелкой моторики) и развитие психики (развитие зрительно – пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств).

Задачи курса:

- овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

- овладение умениями ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;

- формирование умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

- формирование представления о разных свойствах одного материала и одинаковых свойствах разных материалов;

- развитие ручной умелости в процессе обработки различных материалов;

- развитие волевых качеств: терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы;

- воспитание интереса к разным видам художественного творчества и ручных ремесел.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • содержание труда людей ближайшего окружения;
  • область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стека, швейной иглы, булавки с колечком;
  • область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.

Уметь:

  • осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
  • составлять словесный план собственной трудовой деятельности;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
  • изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, альбомной бумаги, сухих листьев, веточек, семян, соцветий растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
  • создавать модели несложных объектов из природных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, вышивкой «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом», плетеным узором, природными материалами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • применения информации для решения различных задач;
  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
  • соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
  • создание различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов, пластилина;
  • осуществление сотрудничества в совместной работе.

1. Объём дисциплин и вид учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоёмкость дисциплины

34

Аудиторные занятия

34

Лекции

7

Практические работы

25

Итоговый контроль

1

Итого

33

2. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ темы

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Работа с природным материалом

6

3

Мозаика

2

4

Работа с бумагой

12

5

Работа с разными материалами

3

6

Работа с пластилином

6

7

Работа с тканью

3

 

Итого

33

3. Содержание программы

Правила безопасности труда при работе с ножницами, швейными иглами.

Организация рабочего места (1 час)

Изготовление изделий из природных материалов (6 часов)

  • Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов: собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в конвертах и коробках. Наклеивать композиции из природного материала на картон. Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на шпильках.
  • Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска.
  • Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпильках; сборка изделия.
  • Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ.
  • Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.), декоративных композиций.

Мозаика (2 часа)

Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.

Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, гальки, ракушек) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.

Изготовление изделий из бумаги (12 часов)

  • Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать - делать мятой всю поверхность; размачивать — размягчить; скатывать - свернуть в трубку или собрать в шарик; обрывать — делать край неровным; складывать — делить на части; размечать по шаблону - обвести внешний контур предмета; резать — отделить от целого.
  • Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист.
  • Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.
  • Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; снимание заготовки;
  • размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.
  • Создание изделий по собственному замыслу.
  • Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.

Работа с разными материалами (3 часа)

Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Сим­метричное вырезание.

Аппликация из пластилина.

Плоская аппликация на бумажной основе из природных мате­риалов. Детали можно дорисовывать.

Изготовление изделий из пластичных материалов (6 часов)

  • Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.
  • Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска.
  • Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия.
  • Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (овощи, фрукты, животные

Изготовление изделий из текстильных материалов (3 часа)

  • Краткая характеристика операций обработки материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому. Способы выполнения ручных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом».
  • Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.
  • Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение. Декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.
  • Создание изделий и декоративных композиций.
  • Варианты объектов труда: закладки для книг, чехол для стакана, декоративные салфетки, декоративные композиции.

Наблюдения

Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (пе­сок, глина, пластилин): пластичность, цвет, смешение цветов, про­исхождение, отношение к влаге.

Сравнение свойств различных материалов, используемых в ка­честве основы для работ из пластилина (бумага, картон, металли­зированная бумага, пластиковые крышки, баночки).

Наблюдения за пластическими свойствами снега.

Наблюдения за свойствами природных материалов.

Сравнение свойств разных видов бумаги, используемых для од­ного и того же вида работы, например, гофрирования.

Наблюдения за строением тканей полотняного переплетения. Различие тканей по толщине.

Строение ниток. Соответствие ниток толщине ткани. Соответ­ствие иглы толщине нити.

Общие свойства гибкости у разных материалов, используемы при плетении.

Беседы

Беседы о том, что означают термины «аппликация», «мозаика», «оригами» в переводе на русский язык. Разнообразие видов аппли­кации, мозаики, лепных и плетеных изделий (по материалам и тех­нике выполнения).

Беседы о народных праздниках, обычаях (как встречают Новый год в разных странах, кто такой Дед Мороз, что такое Маслени­ца, Пасха и т.д

Календарно -тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Тема

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие (1 час)

1

1

Вводное занятие. Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования.

1

Работа с природным материалом (6 часов)

2

1

Работа с бумагой. Аппликация. Панно «Листопад»

1

3

2

Виды художественной обработки материалов. Экскурсия в природу

1

4

3

Работа с природным материалом. Аппликация из листьев «Овощи»

1

5

4

Работа с природным материалом. Изделие «Осенний букет»

1

6

5

Работа с природным материалом.

Аппликация из листьев «В лес за грибами»

1

7

6

Работа с природным материалом.

Аппликация из листьев «Чудо-животные»

1

Мозаика (2 часа)

8

1

Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Мо­заика «Бабочка»

1

9

2

Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Мо­заика «Осеннее дерево»

1

Работа с бумагой (12 часов)

10

1

Работа с бумагой. Объемные елочные игрушки «Фонарик», «сосулька»

I

11 12

2

3

Работа с бумагой. Объемная игрушка «Елочка»

2

13

4

Работа с бумагой. Аппликация из геометриче­ских фигур «Цыпленок»

I

14

5

Работа с бумагой. Аппликация из геометриче­ских фигур «Чебурашка»

1

15

6

Работа с бумагой. Аппликация из геометриче­ских фигур. Геометрическая мозаика. Изделия «Слоник», «Сова»

1

16

7

Работа с бумагой. Плоское прямое плетение. За­кладка

I

17

8

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Морская звезда»

1

18

19

9

10

Работа с бумагой. Поздравительная открытка к 23 февраля

2

20

21

11

12

Работа с бумагой и картоном. Оригами. Аппликации «Яблочко», «Последний листок»

2

Работа с разными материалами (3 часа)

22

1

Работа с разными материалами. Аппликация «Аквариум»

1

23

2

Работа с разными материалами. Аппликация «Веселая обезьянка»

1

24

3

Работа с разными материалами. Аппликация «Львенок»

1

Работа с пластилином (6 часов)

25

1

Работа с пластилином. «Рисуем» жгутиками из пластилина цветик-семицветик

1

26

27

2

3

Работа с пластилином и разными материалами. Мозаика на пластилиновой основе

2

28

29

4

5

Работа с пластилином и природным материа­лом. Мозаика «Цветок»

2

30

6

Работа с пластилином. Рисование пластилином. Панно «Рыбка»

1

Работа с тканью (3 часа)

31

1

Работа с тканью. Шитье и вышивание. Шов вперед иголкой, шов вперед иголку с переливом

1

32

2

Работа с тканью. Пришивание пуговиц с двумя дырочкам

1

33

3

Работа с тканью. Пришивание пуговиц с двумя дырочкам. Изделия «Цветущая полянка»

1

Итого

33

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 кл.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Проснякова Т.Н. Школа волшебников. Рабочие тетради для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

3. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий