RSS

Здесь можно найти информацию для подготовки к урокам, скачать конспекты уроков, сценарии мероприятий по технологии(обслуживающему труду) и многое другое

Элективный курс по технологии “Плетение салфеток на рамках””, 8 класс

1. Пояснительная записка

Плетение один из самых древних и удивительных видов рукоделия. История плетения уходит в глубину веков. Человек, возможно, завязал первый узел тогда, когда ему потребовалось изготовить ловчую сеть, чтобы добыть себе пищу. Вначале веревки заменяли полоски кожи, волокна растений, шерсть, лианы. Из них плели одежду, корзины, охотничьи сумки, силки. Когда человек открыл прядильные свойства волокон некоторых растений (крапивы, конопли) и научились изготавливать из них веревки, то умение завязывать узлы стало совершенствоваться. Эти навыки передавались и ценились очень высоко от поколения к поколению.

В разные времена человечество относилось к узлам по разному. С узлами в жизни людей было связано немало примет и суеверий. Многие народы верили в магические свойства узлов и носили узлы – амулеты, считая, что они охраняют от злых духов. Были периоды, когда некоторые узлы просто запрещались. На Руси слово «наузить» означало колдовать, ворожить. Считалось, что тот или иной узел укрепит брачные узы, сохранит дом, защитит от врага. Христианство преследовало языческие обычаи, знахарство и поэтому порицало использование узлов с такой целью.

«Узел счастья» – самый распространенный из всех возможных узлов. Он очень древний и был известен еще в третьем тысячелетии до н.э., его изображение есть в Успенском соборе Московского кремля.

В Древней Греции и Риме некоторые узлы использовались для лечения переломов и перетягивания ран, а в дни народных гуляний проводились состязания по завязыванию и развязыванию хитроумных узлов.

На обломках древнегреческих ваз и кувшинов встречаются изображения различных узлов.

В египетских пирамидах были найдены предметы, в изготовлении которых использовалось завязывание узлов. Все это говорит о том, что умение завязывать узлы очень древнее и насчитывает не одно тысячелетие.

Действительно, умение завязывать узлы, очень древнее. Еще моя бабушка рассказывала очень интересно о плетеных вещах, которые делала своими руками. Ведь они украшают наш быт и, конечно, научила тому, что умела сама. Добрые бабушкины руки могли очень многое. Ведь человек – большой выдумщик, он может придумывать самое невероятное. Был у нее волшебный сундучок – хранитель всех секретов, и если она открывала его, значит, я узнавала обязательно что - нибудь новое, нужное и интересное. И вот она – то мне рассказала и показала, как плести салфетку на рамке.

Рамка – деревянный каркас, на который натягивают нити. Для удобства лучше брать рамку большого размера, т.к. изделие будет меньше из – за бахромы, а бахрома уменьшает вид изделия. Для работы нужна шестиугольная рама, скрепленная из планок, вырезанная из толстой фанеры. Начинающие могут воспользоваться рамой, у которой три планки, окрашенные в красный, синий, желтый цвет.

Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества. Рабочая программа рассчитана на17 часов в соответствии с учебным планом школы.

1. Цели и задачи курса

Цель: развитие мотивации учащихся к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией плетения на рамке.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;

- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;

- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения программы декоративно-прикладного творчества учащиеся должны знать:

  • Технику безопасности труда и личной гигиены
  • Инструменты и приспособления для плетения салфеток
  • Правила плетения салфеток на рамке, составления рисунка-сколка;
  • Основные и дополнительные материалы ;
  • Историю создания данных видов декоративно-прикладного искусства.

должны уметь:

  • Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в разных техниках;
  • Подбирать материалы и инструменты для работы;
  • Выполнять технику безопасности труда и личной гигиены;
  • Изготавливать сувениры в изученных техниках.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

1

Общая трудоёмкость дисциплины

17

2

Аудиторные занятия

17

3

Лекции

1

4

Практические работы

14

5

Проект

2

 

Итого

17

4. Содержание дисциплины

Вводное занятие: (1 час)

Плетение салфеток на рамке (16 часов)

История рукоделия. Инструменты и материалы для плетения. Виды рамок. Приёмы плетения на рамке. Узоры для салфетки. Гармония цвета. Составление композиции узора Способы плетения и закрепления нитей. Соединение элементов узора тройным узлом.

Оформление салфетки. Разрезание нитей по узору. Бахрома. Уход за плетёными изделиями. Возможности изготовления изделий на рамке.

Творческая работа по выбору учащихся

Практическая работа:

1.Отработка приёмов плетения

2. Составление композиции узора

3.Закрепление цветочных узоров на салфетке тройным узлом

4. Разрезание нитей с лицевой стороны по рисунку.

5. Оформление края изделия бахромой

6. Выполнение творческой работы по выбору учащихся ( салфетка , плед, скатерть)

Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов года.

Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки

Практическая работа:

  1. Отбор изделий для итоговой выставки
  2. Оформление работ. Презентация.

  1. Календарно-тематическое планирование

Количество часов: 17

№ урока

№ урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

1

Вводное занятие (1 час)

1

Плетение салфеток на рамке (14 часов)

2

1

Инструменты и материалы для плетения. Виды рамок. Приёмы плетения на рамке.

1

3

2

Узоры для салфетки. Составление композиции узора

1

4

3

Способы плетения и закрепления нитей.

1

5-13

4-12

Соединение элементов узора тройным узлом

9

14

13

Оформление салфетки. Разрезание нитей по узору. Бахрома.

1

15

14

Уход за плетёными изделиями

1

Итоговое занятие (2 часа)

16-17

1,2

Подведение итогов за год

2

Итого

17

6. Перечень учебно-методического обеспечения

1. М.И.Нагибина. чудеса из ткани своими руками. Ярославль,1997 г.

2. Л.В.Базулина. И.В.Новикова. Макраме. Ярославль, Академия развития, 1999 г.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий